Принято на заседании Утверждаю.
педагогического совета школы Директор школы
_________, протокол ___ __________ / А.А.Жилинский/
Приказ № ___ от ________
ПОЛОЖЕНИЕ
о мониторинге качества образования в МБОУ Маслянинской СОШ №3
http://sosch3.moy.su/npa/polozhenie_o_monitoringe_kachestva_obrazovanija_v_.jpg
1. Общие положения
1.1. Положение о мониторинге качества образования в МБОУ Маслянинской СОШ №3(далее Положение) разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», ФГОС, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, Устава школы, нормативными правовыми актами, регламентирующими реализацию процедуры оценки качества образования.
1.2. Положение, а также дополнения и изменения к нему утверждаются приказом директора МБОУ Маслянинской СОШ №3на основании решения педагогического совета школы. 1.3. Положение определяет цели, задачи, внутришкольные показатели и индикаторы, инструментарий, функциональную схему, организационную структуру, порядок проведения мониторинга качества образования в МБОУ Маслянинской СОШ №3.
1.4. Система мониторинга качества образования МБОУ Маслянинской СОШ №3 является составной частью системы оценки качества образования и служит информационным обеспечением образовательной деятельности общеобразовательного учреждения (далее — ОУ).
1.5. В Положении используются следующие термины:
Мониторинг — теоретически обоснованные измерения и оценка условий, процесса, результатов обучения, способные дать обоснованные и достоверные данные о ходе педагогического процесса и его результатах.
Система мониторинга качества образования — система сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации об образовательной системе и ее отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления качеством образования, позволяет судить о состоянии системы образования МБОУ Маслянинской СОШ №3в любой момент времени и обеспечить возможность прогнозирования ее развития.
Качество образования — интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий и организации образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности.
Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов.
2. Цель, задачи и объекты мониторинга
2.1. Целью мониторинга является получение объективной и достоверной информации о состоянии образования на уровне образовательного учреждения с целью принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.
2.2. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
-формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии системы образования;
-координация деятельности всех участников мониторинга;
-своевременное выявление динамики и основных тенденций в развитии системы образования в ОУ;
-выявление факторов, действующих на качество образования, принятие мер по устранению негативных тенденций в организации образовательного процесса;
-оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования.
-формулирование основных стратегических направлений развития системы образования на основе анализа полученных данных.
2.3. Объектами мониторинга являются:
1.компоненты образовательного процесса:
-условия (материальные, санитарно-гигиенические, нормативно-правовые, кадровые, финансовые, учебно-методические и др.);
-организация (контингент и его дифференциация, режим работы, расписание и др.)
-содержание (цели, образовательные и рабочие программы, учебники, средства обучения, воспитательная система, диагностические методики и др.);
-индивидуальные достижения обучающихся на различных этапах обучения;
2.процессы функционирования и развития образовательного учреждения и управления ими;
3. взаимодействие с окружающим социумом.
2.4. Основными принципами функционирования мониторинга в ОУ являются: реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальная и личностная значимость, возрастно-психологическая адекватность процедур и показателей, объективность, точность, полнота, достоверность, оперативность (своевременность) и технологичность, прозрачность процедур оценки качества образования, повышение потенциала внутренней оценки, самооценки.
2.5. Основными пользователями результатов мониторинга являются органы управления образованием, администрация и педагогические работники ОУ, учащиеся и их родители, представители общественности и т. д.
3. Организация и технология мониторинга
3.1. Мониторинг качества образования осуществляется по различным направлениям в зависимости от его целей, уровня осуществления и обследуемого объекта.
3.2. . К основным направлениям мониторинга качества образования относятся:
-соблюдение законодательства в сфере образования;
-оснащенность образовательного процесса;
-оценка общего уровня усвоения обучающимися базовых знаний и умений по общеобразовательным предметам;
-мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов;
-мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов ;
-мониторинг и диагностика учебных достижений обучающихся на всех ступенях общего образования по каждому учебному предмету и по завершении учебного года (в рамках стартового, рубежного и итогового внутреннего и внешнего контроля);
-мониторинг уровня и качества воспитания, обеспечиваемого в ОУ.
-уровень индивидуальных образовательных достижений обучающихся и воспитанников;
-социализация обучающихся;
-состояние здоровья обучающихся и воспитанников;
-профессиональное мастерство педагогов;
-организация отдыха и оздоровления;
-эффективность воспитательной системы;
-выполнение социального заказа;
-инновационная деятельность;
3.3. Мониторинг качества образования, организуемый по выбранным направлениям, использует различные виды измерений: педагогические, дидактические, социологические, психологические, медицинские, санитарно-гигиенические, экономические, демографические, статистические и др.
3.4. Организационной основой осуществления процедуры мониторинга является план, где определяются форма, направления, сроки и порядок проведения мониторинга, ответственные исполнители,;
3.5. Мониторинг осуществляется в двух формах: постоянный (непрерывный) мониторинг (осуществляется непрерывно после постановки задач и создания системы запросов с соответствующей технологией сбора и обработки информации) и периодический мониторинг (осуществляется периодически) в соответствии с программой мониторинга.
3.6. Мониторинг качества образования осуществляется администрацией ОУ, педагогическими работниками школы (учителями, психологам, социальным педагогом). Администрация ОУ оказывает содействие в организации мониторинга, проводимого на муниципальном и региональном уровнях.
3.7. Для проведения мониторинга назначаются ответственные лица, состав которых утверждается приказом директором ОУ. В состав лиц, осуществляющих мониторинг, включаются заместители директора по УВР, ВР, руководители школьных МО, учителя. Лица, осуществляюшие мониторинг, несут персональную ответственность за достоверность и объективность предоставляемой информации, а также за использование данных мониторинга, их обработку, анализ результатов.
3.8. По результатам мониторинга качества образования ежегодно готовятся аналитические материалы (справочные материалы, базы данных, аналитические записки и т.д.), в формах, соответствующих целям и задачам конкретных исследований.
Указанные материалы включают аналитическую и статистическую информацию, а также предложения по вопросам, решение которых находится в компетенции вышестоящих органов управления образованием.
3.9. Проведение мониторинга предполагает широкое использование современных нформационных технологий на всех этапах сбора, обработки, хранения и использования информации.4. Реализация мониторинга
4.1. Реализация мониторинга качества образования предполагает организацию постоянного слежения и накопления данных на основе:
а) отчетности, утвержденной нормативными актами Министерства образования и науки РФ, Минобрнауки НСО области, управления образованием администрации Маслянинского района;
б) документов и материалов, полученных в ходе:
- текущего контроля в ОУ;
- государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI (XII) классов;
- мониторинга качества индивидуальных достижений обучающихся;
- социологических исследований в системе образования;
- экспертизы инновационной деятельности;
в) результатов психолого-педагогической диагностики;
г) результатов плановых специально организованных мониторинговых исследований.
Обязательному систематическому исследованию подлежат индивидуальные образовательные достижения обучающихся; влияние образовательного процесса, экспериментальной и инновационной деятельности на уровень умственного и интеллектуального развития, психофизического здоровья и социализации обучающихся
4.2. Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих действий:
-определение и обоснование объекта мониторинга;
-сбор данных, используемых для мониторинга;
-структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное использование информации;
-обработка полученных данных в ходе мониторинга;
-анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга;
-подготовка документов по итогам анализа полученных данных;
-распространение результатов мониторинга среди пользователей мониторинга.
4.3. Процедура измерения, используемая в рамках мониторинга, направлена на установление качественных и количественных характеристик объекта.
В отношении характеристик, которые вообще или практически не поддаются измерению, система количественных оценок дополняется качественными оценками.
4.4. Основным инструментом, позволяющим дать качественную оценку системе образования, является анализ изменений характеристик во времени (динамический анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный анализ).
4.5. При оценке качества образования в МБОУ Маслянинской СОШ №3
основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение. Измерение проводятся с помощью традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др., имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым в ОУ образовательным программам. Процедуры проведения экспертизы и измерения устанавливаются регламентом оценки качества образования.
5. Методы проведения мониторинга
5.1. В соответствии с принципом иерархичности построения мониторинга показатели и параметры, заданные на вышестоящем уровне, включаются в систему показателей и параметров мониторинга нижестоящего уровня.
5.2. Используемые методы:-экспертное оценивание;
-тестирование, анкетирование, ранжирование;
-проведение контрольных и других квалификационных работ;
-диагностические исследования;
-статистическая обработка информации и др.;
-самообследование;
6.Оценочные процедуры
6.1. Процедуры контроля:
Внешняя оценка:
-лицензирование;
-аккредитация;
-аттестация педагогических кадров;
-государственная (итоговая ) аттестация выпускников
-оценка общего уровня усвоения обучающимися начальной школы основных знаний и умений по общеобразовательным предметам;
-оценка и анализ управления качеством образования.
Внутренняя оценка:
- промежуточная аттестация обучающихся;
-внутришкольный контроль;
-статистические наблюдения за деятельностью ОУ;
-мониторинг качества образования:
- мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов
- мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов;
- мониторинг и диагностика учебных достижений обучающихся по завершении первой, второй и третьей ступеней общего образования по каждому учебному предмету и по завершении учебного года (в рамках стартового, рубежного и итогового контроля);
- мониторинг уровня и качества воспитания, обеспечиваемого в ОУ;
- самообследование ОУ по качеству образования
6.2. По итогам анализа полученных данных мониторинга готовятся соответствующие документы (отчеты, справки, доклады), которые доводятся до сведения педагогического коллектива ОУ, учредителя, родителей.
Результаты мониторинга являются основанием для принятия управленческих решений.
Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не ограничен.